Республика Башкортостан
21:57
22
Август 2016

Вернуть жизнь в села / «Село кормит страну, а кого кормят паи?»

Избирательная гонка приближается к финишу: до выборов 18 сентября остается ровно 31 день. Рифат Шайхутдинов продолжает работать в Нефтекамском одномандатном округе: к настоящему моменту он провел более 100 встреч с жителями городов и сел, чиновниками, трудовыми коллективами, бизнесменами, общественными организациями. Основная масса встреч проходит в деревнях и селах. Поездки по районам и встречи с местными жителями подтверждают неутешительный вывод: жизнь уходит из села, и обнаружить какие-то перспективы в обозримом будущем не представляется возможным. В интервью Рифат Шайхутдинов рассказал, как вымирают башкирские села, в чем причина упадка и как предстоящие выборы помогут кардинально изменить жизнь на селе.

Брошенные люди

— Рифат Габдулхакович, расскажите о своей работе в селах.

— Я считаю, что встречи с людьми — основная задача любого кандидата, и провожу их в огромном количестве. Больше всего — в селах, потому что, очевидно, это самый тяжелый участок работы будущего депутата. Здесь нужно концентрировать свои усилия в предвыборный период и здесь же развернется основной фронт работы после избрания.

— Почему вы так считаете?

— По итогам многочисленных поездок по районам я все больше убеждаюсь в том, что села находятся на грани вымирания. Есть ли там жизнь? Ответить непросто. А если и есть, то неизвестно, долго ли она еще там продержится. Село деградирует, и по своему опыту скажу, что процесс этот не остановится сам по себе, здесь нужно серьезное государственное вмешательство. Жизнь безвозвратно уходит из этих мест.

— Как вы пришли к такому выводу?

— Любой из нас может посмотреть статистику и убедиться самостоятельно — численность населения падает, учебные заведения, детские сады и больницы закрываются. Можно проехать и своими глазами посмотреть, как выглядят сельские дороги, мосты, клубы, дома, колхозы. Если поговорить с жителями — открываются новые, порой ужасающие, подробности.

— Какими проблемами делятся сельские жители?

— Все, о чем я узнаю на встречах, можно условно разделить на две группы — это безработица и проблемы инфраструктуры. Также можно выделить несколько острых специфических проблем, которые беспокоят жителей не во всех, но во многих селах.

— Расскажите подробнее о перовой группе.

— На селе острая проблема с занятостью: большинство трудоспособного населения сидит без работы по 5-10 лет. Колхозы разрушены, предприятия обанкротились, остались огромные долги по зарплате. Кто-то получает пенсию, кто-то продаёт продукты с огорода, живет натуральным хозяйством и натуральным обменом. Работа продолжает уходить, и никаких перспектив оставаться нет. Из-за отсутствия работы люди в селах спиваются, уезжают. Падает рождаемость, сокращается население.

— Какие проблемы вы относите ко второй группе?

— Отток населения влечет разрушение инфраструктуры. Государство не понимает, зачем ему вымирающие территории, и перестает вкладываться в поддержание порядка. В некоторых селах вместо дорог — сплошные ямы, остатки разрушают курсирующие грузовики, где-то не осталось остановок и дорожных знаков. Иногда нет и самих дорог: в некоторые села можно доехать только на тракторе в хорошую погоду. В этой же группе проблемы с газоснабжением, водой, электричеством, сотовой связью, состоянием зданий общественного назначения — все нужно ремонтировать или строить заново.

— Как люди относятся к положению дел?

— Люди чувствуют себя брошенными, потому что ими действительно никто не занимается. Настроения депрессивные, в этой атмосфере растет молодежь. Люди уже ни на что не рассчитывают. Подрастающее поколение не развивается, не видит никакой цели в жизни. Защищать этих людей некому, на них отрываются все. Местные феодалы забирают паевые земли, не платят арендную плату, не дают зерна. На селе процветает торговля отравой из технического спирта, ее прикрывают местные князьки и чиновники. Главы сел, которые хотят навести порядок, просто не имеют такой возможности, у них забирают все финансы. Раньше на селе оставалось 10% от НДФЛ, сейчас — только 2%. Налог на землю тоже забрали в республиканский бюджет. Все средства федеральных программ элементарно разворовываются. Проблемы запускаются по бесконечному бюрократическому кругу: люди доносят их до Главы республики, и оттуда они снова уже по другим каналам спускаются на сельский уровень, где нет никаких денег на решение.

Каждый сам за себя

— Рифат Габдулхакович, почему села находятся в таком плачевном состоянии?

— После развала Советского Союза регионы отпустили в вольное плавание. Ельцин в обмен на личную власть объявил, что субъекты федерации могут взять столько суверенитета, сколько проглотят. Контроль над территорией получили местные князьки, которых судьба людей волновала в последнюю очередь. Параллельно страна перестраивалась под проект Гайдара: отказалась от производства, распустила советские республики, стала торговать нефтью и превратилась в бензоколонку. А на бензоколонке не нужно столько людей, они оказались лишними.

— Считаете, что власть в те времена намеренно делала все, чтобы население сокращалось?

— Ельцинисты прекрасно понимали, что толкают страну к вымиранию, но допустили это, потому что заботились только о личном обогащении, а не о том, как в новых условиях дать людям работу и условия для жизни. В этом контексте и лозунги 90-х о безграничной свободе читаются совсем иначе.

— Что они означали на самом деле?

— 25 лет нам внушали, что теперь все настолько свободны, что сами разберутся не только с работой, но и с образом, смыслом жизни. В результате мы стали не просто индивидуалистами в плане личного развития, но провозгласили свободу от семьи, от дома, от традиции. Стали жить по принципу “каждый сам за себя”. Итог — потеря смысла жизни, безысходность, отсутствие целей и ориентиров. По этой причине люди пьянствуют, принимают наркотики, заменяя радость жизни суррогатами удовольствий. Уезжают на поиски этого смысла в большие города, и пропадают вдалеке от дома. Только сегодня мы начинаем понимать, что речь шла о свободе умереть в одиночестве, чтобы не мешать ельцинистам грабить страну.

Один за всех, и все за одного

— Вы утверждаете, что никто сегодня не может ответить на вопрос, для чего нам нужно живое, здоровое, сильное село?

— Села воспринимаются исключительно как комбинаты по производству сельхозпродукции. Существуют даже концепции превращения всех сельских территорий в огромные агропромышленные комплексы, но я с ними не согласен.

— В чем видите их недостатки?

— В этих концепциях нет места для людей, они там не нужны, все будут делать машины. Село действительно кормит и должно кормить страну, но зерно и мясо — это не главное.

— Для чего же тогда нужно село?

— Главное — это люди. Село должно стать альтернативой жизни в больших городах — в Уфе, в Москве, в Казани. Городская жизнь полна соблазнов, обмана, ложных целей, там вырастают психологически и социально слабые люди, которые забыли, что значит быть обществом, что главный принцип нашего существования — “один за всех и все за одного”. Здорового ребенка легче вырастить в среде, которую чувствуешь и контролируешь. Знаешь, чем он занят, с кем общается. Представление о том, что значит жить ради своих близких и продолжать эту жизнь, сохранилось только на селе. Село остается местом, где на чистой плодородной земле сегодня может вырасти такой же чистый и сильный человек, но для начала нужно остановить деградацию.

— Что нужно сделать, что остановить процесс вымирания села?

— Считаю, что реанимация села должна запуститься и сверху, и снизу. Для начала на государственном уровне нужно признать цель — воспроизводство жизни на селе. И составить четкую программу возрождения, с измеримыми показателями, планами финансирования по отдельным направлениям. Нужно продумать, как быстро восстановить инфраструктуру до минимально приемлемого для жизни уровня. Могу назвать несколько конкретных мер поддержки: обеспечить ежемесячные выплаты тем, кто кормит себя натуральным хозяйством, помогать людям оплачивать свет, газ, воду. Также необходимо вернуть гарантированную государственную закупку сельхозпродукции, чтобы фермеры спокойно занимались производством.

— Как вы видите возрождения села снизу?

— В села должна вернуться самоорганизация, чтобы люди не погибли, пока ждут помощи от неповоротливой государственной машины. Нужно объяснить им, что многое решается своими силами и помочь организоваться. Необходимо напомнить людям, что сила нашего народа всегда была в инициативности. В критические моменты истории спасение приходило из народа, который брал ситуацию в свои руки. Вспомните Минина и Пожарского, партизанов в Отечественную войну 1812 года, подвиги советского народа.

— Как предстоящие выборы помогут жителям сел?

— Выборы — это всегда шанс привлечь внимание к проблемам. В этом году в парламент возвращаются депутаты-одномандатники, которые займутся защитой интересов жителей конкретных территорий. Я вижу свою задачу в том, чтобы определить, какие проблемы являются приоритетными, требуют неотложного решения и помочь своим избирателям в их решении, работая с законами на федеральном уровне и с людьми на местном. Проблем на сельском уровне очень много, решить все и сразу не получится. Но я верю, что депутаты одномандатники сыграют в этом деле большую роль. Я готов показать пример всей стране.